Пятница, 22 Сентябрь 2017 10:02

"Исходя из эмблемы "Ротора" не удивительно, что он прозябает внизу турнирной таблицы". Классный текст о логотипах клубов ФНЛ

Говоря о футболе, мы часто зацикливаемся на одной игре и не обращаем внимания на неспортивные аспекты. Сегодня, на примере команд ФНЛ, поговорим об официальных эмблемах клубов.
 
Один из обязательных критериев развития футбольного клуба - формирование и продвижение собственного бренда. Создать узнаваемый и привлекательный для аудитории образ - важная задача для любого профессионального клуба. Неотъямлемой частью фирменного стиля является эмблема, служащая "визитной карточкой" для людей нейтральных в своих предпочтениях и тех, кто слабо интересуется футболом.
 
Профессионально выполненная узнаваемая эмблема помогает команде создать позитивный образ, повысить продвжи атрибутики. Как же обстоят дела с дизайном логотипов ФНЛ? Мнением на эту тему поделился член Союза дизайнеров России патентный поверенный Владимир Курчаков. Для удобства специалист разделил эмблемы клубов на  четыре категории. 
 
Вне конкурса: "Спартак-2", "Зенит-2", "Крылья Советов", "Динамо-СПб".
 
Futbol  1
 
Курчаков: "Бессмысленно говорить об устоявшихся брендах спортивных обществ, сформировавшихся в советскую эпоху. Вторые команды одноимённых грандов, а также самарцы, используют эмблемы давно известные футбольным болельщикам. Их основная черта - традиционность. Со старым вообще расставаться не просто, а если это старое ещё и продолжает работать - сложно вдвойне. В такой ситуации качество знаков отходит на второй план. Конечно, они были сделаны в советское время, когда к дизайну было совсем другое отношение, а о его спортивном направлении, выделенном в отдельную ветвь, говорить не приходилось вовсе. Поэтому в глазах дизайнеров, не относящих себя к болельщикам, они могут выглядеть старомодно и неактуально. Но повторюсь, узнаваемость решает всё. Вы можете представить, что "Спартак" вдруг решится кардинально поменять свою эмблему? Говорят, что её нарисовал сам Николай Петрович Старостин в далёком 1922 году. Это не просто эмблема - это традиции и история команды. Знаки этой категории выполняют свои функции: твёрдо ассоциируются с клубами, а это их главная задача".
 
Геральдические эмблемы: "Шинник", "Авангард", "Тамбов", "Тюмень", "Енисей".
 
logo 1
 
Курчаков: "В основе эмблем этой группы лежат гербы городов. Это довольно распространённый подход к созданию спортивного знака. С одной стороны он кажется простым - берёшь традиционный герб и адаптируешь его под спортивную команду, добавляя мяч или скрещенные клюшки. С другой - качественно сделать эту работу сложно, негде разгуляться. Дизайнер поставлен в строгие геральдические рамки, в которых должен добиваться максимального результата. В таком случае "креатив" заключается в жирности и количестве контурных обводок. Стоит отметить характерные для такого рода эмблем особенности. Во-первых, ни заказчики (а это, скорее всего, Администрация города, края или республики), ни исполнители, как правило, не обременяют себя выбором шрифтов, используя первый понравившийся. А то, что он предназначен для набора газетных полос и не читается на расстоянии, никого не волнует. Вторая особенность - изображение футбольного мяча, ведь принадлежность эмблемы к футболу чаще всего основывается на использовании в ней этого игрового снаряда. При этом к выбору его вида клубы (или привлечённые ими "рисовальщики") относятся довольно формально, часто скачивая первое попавшееся изображение из доступных баз в интеренете. Попробуйте набрать в Яндексе запрос "футбольный мяч", и вы увидите фрагменты эмблем многих известных клубов. Наиболее удачная эмблема из этой группы, на мой взгляд, у ярославского "Шинника".
 
Знаки, в которых используется ассоциативный ряд: "Сибирь", "Томь", "Луч-Энергия", "Олимпиец", "Факел", "Кубань", "Химки", "Балтика".
 
Futbol logo 2
 
Курчаков: "Устоявшаяся положительная ассоциация – это всегда хорошо. Она добавляет клубу, если можно так сказать, эпичности, отражает спортивные характеристики. Например, орёл на эмблеме "Сибири" - это напористость, цепкость, скорость. "Олимпиец", использующий очертания башни нижегородского Кремля, - родной, узнаваемый, неприступный. Даже у "Балтики" мяч изображается в виде солнца, восходящего на морском горизонте. Это тоже вызывает ассоциацию с Калининградом, пусть и выбор изображения самого мяча здесь, мягко говоря, не оптимальный. Особняком в этой группе стоят знаки "Томи" и "Сибири". Эти клубы совсем недавно провели ребрендинг, адаптировав изображения к современным тенденциям в дизайне. Возможно, у них вообще лучшие знаки во всей лиге".
 
Откровенно неудачные эмблемы: "Волгарь", "Оренбург", "Ротор".
 
Futbol logo 3
 
Курчаков: "Отдельно отмечу астраханский "Волгарь". Для меня остаётся загадкой, почему название города, попирая правила русского языка, написано со строчной буквы. Однозначно просматривается товарный знак Газпрома - буква "G" с газовым факелом. Видимо, поэтому наименование "Волгарь" решили обобщить до "виктории" - "V". Попытка совместить в одной эмблеме городские символы и знак спонсора делает её сумбурной, эклектичной и вообще мало относящейся к спорту. Футбольный мяч - примитивный, абрис - рваный, а нелепое сочетании кириллицы и латиницы, на мой взгляд, вообще остаётся за гранью разумного. Множество мелких деталей усложняет использование эмблемы на фирменной атрибутике и сувенирах.
 
Несколько слов об эмблеме "Оренбурга". Ключевой характеристикой хорошего знака является уникальность, на которой и строится его охраноспособность. Взглянув на знак этого клуба можно констатировать, что Оренбург легко можно заменить на Урюпинск, Магадан или Верхний Мамон, и эмблема при этом не изменится. Главное, что можно понять из этого знака - клуб играет чёрно-белым мячом. Остаётся сожалеть, что уральским болельщикам придётся лелеять что-то безликое.
 
Что же касается некогда процветающего волгоградского "Ротора", то мне вообще не понятно, какая из нескольких видов эмблем является на данный момент актуальной. Разные источники используют три изображения. Одно находится на официальном сайте команды, другое - на портале ФНЛ, третье - на страницах некоторых спортивных СМИ. Исходя из этой неразберихи, для меня не удивительно, что волжане прозябают внизу турнирной таблицы".
 
Подход к формированию фирменного стиля и эмблемы, как его основы, во многом характеризует профессионализм руководства футбольного клуба, распространяющийся и на другие сферы. Безусловно, это не константа, а всего лишь наблюдение. Порядок, проявляющийся в мелочах, очень часто свидетельствует о логичности всей системы. Поэтому оценка эмблем клубов ФНЛ, кроме анализа непосредственного дизайнерского продукта, может служить и пищей для более глобальных размышлений – а всё ли правильно делается в клубе, если его образ в глазах болельщиков выглядит, мягко говоря, неубедительно?
 
 
Автор: Василий Сумароков
Прочитано 1947 раз

У Вас недостаточно прав для комментирования